Двадцать четвертого ноября в нашем дошкольном учреждении состоялся семинар-практикум для педагогов «Инновационные технологии, способствующие развитию самостоятельности и проявлению детской инициативы». Целью данного мероприятия было знакомство педагогов с инновационными технологиями, способствующими развитию самостоятельности и проявлению детской инициативы.
В ФГОС ДО, в законе «Об образовании» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Встреча началась с дискуссии «Современный ребенок – какой он?» Участникам семинара предложили условно разделиться на три группы: родительское сообщество, педагоги, узкие специалисты (дефектологи, врачи), и с позиций заданной роли ответить на вопрос: каким же видится им современный ребенок? После обсуждения педагоги пришли к выводу, что современный дошкольник достаточно противоречив, при этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становится все более выраженной.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Педагогам были предложены творческие задания «Расставь по порядку» и «Хорошо или плохо», в процессе выполнения которых, были раскрыты сами понятия детской самостоятельности и инициативы.
После полученной информации участники семинара поделились своими идеями, по решению данной проблемы. Ведущие же познакомили педагогов с новыми технологиями, методами и приемами, по развитию детской инициативы и самостоятельности, которые можно использовать в своей работе. (Проведение детских «Мастер- классов», использование «Экрана настроения», «Карты желаний», «Маршрута самостоятельной деятельности», использование приема «Три варианта», приема «Ошибочка», сбор и создание коллекций, эвристическая беседа, выдвижение гипотез, использование интерактивных приемов «Интервью», «Карусель», «Дерево знаний»).
Для развития инициативности и самостоятельности у детей педагогам и родителям необходимо:
Первое, - давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу).
Второе, - предлагать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
Третье, - поддерживать инициативу (учить быть готовым платить за ошибки и неудачи).
Четвертое, - научить спокойно реагировать на собственные ошибки (прием смотри "Ошибочка! ").
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
Семинар-практикум для педагогов «Инновационные технологии, способствующие развитию самостоятельности и проявлению детской инициативы» подготовили и провели члены творческой группы «Детский сад и семья – безграничное пространство», учителя - дефектологи - Антипина А.И. и Саргас Н.Б.
|